Обучение медиации

Каждый из нас не понаслышке знает, что такое школьные конфликты. Даже если мы не участвовали в школьных конфликтах, а только являлись наблюдателями, все равно переживания были достаточно велики и справиться с ними было непросто.

Некоторые несерьезные конфликты легко разрешимы. Однако другие, более значительные, требуют применения определенной стратегии для их успешного разрешения, в противном случае они способны привести к натянутости отношений, вызвать неприязнь или привести к насилию. В этом может помочь медиация.

Школьная медиация позволяет ученикам решать конфликтные ситуации самостоятельно, без непосредственного участия взрослых. В школе дети проводят большую часть своего времени и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно и быстро, без участия родителей, учителей или администрации.

Знакомство учащихся старших классов с деятельностью Школьной службы медиации.

В школьном сообществе дети учатся жить. Среди качеств, которые необходимы детям, педагоги и родители называют самостоятельность, забывая при этом, что условием ее формирования является предоставление ребенку возможности самому разрешать трудные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. И учителям, и родителям иногда кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик наломает дров, поэтому из благих намерений они спешат подсказать ему выход из ситуации, активно поучаствовать в ее разрешении или попросту навязать решение, которое взрослым кажется правильным.

Младшие школьники, познакомившись с медиацией, знают, куда можно обратиться в случаях конфликтных ситуаций или могут подсказать друзьям и одноклассникам.

Подростку в ситуациях принятия решения в первую очередь необходимо удовлетворить потребность быть услышанным, понятым и доказать, что его слово чего-то стоит. Медиация дает такую возможность.

Медиация в настоящее время является одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной стороны (медиатора). Школьная медиация имеет свою специфику. Медиаторами в решении конфликтов между учащимися выступают сами учащиеся, и лишь в сложных случаях привлекаются взрослые.

С давних времен люди при возникновении споров и невозможности самостоятельно разрешить их мирным путем стали обращаться за помощью к третьему лицу. Уильям Юри, один из известнейших медиаторов в мире, родоначальник трансформационной медиации, последние тридцать лет провел, путешествуя по миру, помогая разрешать сложнейшие мировые конфликты от Югославии до Ближнего Востока, от Чечни до Венесуэлы. Вопрос, на который он пытался найти ответ, — как мы справляемся с коренными различиями, учитывая человеческую нашу склонность к конфликтам и гениальные достижения человека в разработке оружия массового поражения? Он пришел к выводу, что ответ прост. Ресурс, позволяющий это сделать, — сообщество, которое окружает каждый конфликт. Юри приводит пример бушменских племен Сан, среди которых он провел несколько месяцев. Ему было любопытно, как они разрешают конфликты. Все мужчины этих племен используют в охоте абсолютно ядовитые стрелы. Соответственно, если бы у них не было какого-то конструктивного подхода к разрешению возникающих конфликтов, можно было бы запросто поубивать друг друга за достаточно короткий промежуток времени.

Юри узнал, что когда в племенах разгораются страсти, находится человек, который прячет ядовитые стрелы в зарослях кустарника. А все остальные садятся в круг и говорят. Это может продолжаться несколько дней. Но они не отдыхают, пока не придут к решению или примирению. Если чувства еще сильны, они отсылают буянов к родственникам поостыть. Эту систему Уильям Юри называет «третьей стороной». Третья сторона конфликта — это окружающее сообщество, друзья, коллеги, члены семьи, соседи. Третья сторона может сыграть позитивную роль в решении конфликта и напомнить о том, что поставлено на карту. В конфликте очень просто потерять цель и начать сопротивляться. Третья сторона помогает прекратить воевать, остановиться хотя бы на мгновение и начать разговаривать. Она помогает «выйти на балкон» и посмотреть на ситуацию сверху, не упуская из виду цель.

С давних времен люди при возникновении споров и невозможности самостоятельно разрешить их мирным путем стали обращаться за помощью к третьему лицу. Третьей стороной в конфликте периодически оказывается каждый из нас. На работе, дома, в сообществе, к которому мы принадлежим. Но мы не всегда умеем найти правильные слова, вопросы, комментарии, чтобы помочь разрешить сложившуюся ситуацию. Медиатор также является третьей стороной.

Само понятие «медиация» имеет богатую историческую традицию: его практиковали в античной Греции, в Древнем Китае и Японии, в Европе во времена Средневековья. В античной Греции посредники помогали разрешать противоречия между городами-государствами, в Древнем Китае и Японии их активно привлекали для достижения компромисса в случае возникновения конфликта между различными сословиями и социальными группами. Представители церквей и религий также часто выступали посредниками в конфликтах. В средние века в Западной Европе наиболее авторитетной организацией в урегулировании семейных споров, правонарушений и дипломатических конфликтов являлась церковь. И сегодня во многих случаях священнослужители активно выступают в роли посредников между спорящими членами своих общин.

Медиация работает со всей структурой конфликта. Одной из важнейших задач медиаторов является выяснение истинных интересов, скрывающихся за предъявляемой позицией участников. Для этого на фазе разбора конфликта медиаторы используют различные техники и типы вопросов. Выяснение интересов позволяет выявить скрытый объект конфликта. Без этого урегулирование конфликтной ситуации практически невозможно, ведь удовлетворение от решения конфликта может быть только в том случае, если наши истинные потребности и интересы учтены.

Медиаторы работают и со стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Медиация основывается на стратегии сотрудничества, которая помогает полностью урегулировать конфликтную ситуацию. Компромисс, к которому часто апеллируют как к эффективной стратегии, на самом деле не является таковым, поскольку основан на мелких взаимных уступках, позволяющих на время снять острую ситуацию. Компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

Школьная медиация — один из наиболее популярных методов разрешения и профилактики конфликтов не только в Европе, но и в других странах. В настоящее время медиация применяется в тысячах школ.

Изначально было всего две причины, по которым школы стали внедрять медиацию. Первая причина заключалась в желании сделать школу более безопасной. Безопасная школа позволяет обеспечить лучшие результаты академической успеваемости учащихся и более позитивные отношения в ученическом коллективе.

Вторая причина — помочь ученикам стать «маленькими взрослыми» посредством обучения приемам решения проблем, которые понадобятся им для построения успешной карьеры в будущем.

Медиация как способ демонстрации стратегии сотрудничества способствует воспитанию людей, способных мыслить стратегически. Зачастую мы живем сегодняшним днем, наши действия нацелены на достижение сиюминутного результата. Тот, кто достигает результата в общении с другими людьми, не унижая их, умеет прежде всего уважительно относиться к самому себе. Это человек созидающий, а не разрушающий.

Дети, прошедшие через опыт медиации, развивают хорошие навыки не только в преодолении конфликтов, но и в их предупреждении. Ученики, разрешившие конфликты с помощью сверстников-медиаторов, после нескольких удачных опытов меняют свои отношения, становятся более мирными и конструктивными в обсуждении разногласий.

Школа — место, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных стилей поведения и воспитания, с разными ценностями и устремлениями, поэтому возникновение конфликтов и противоречий неизбежно.

Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются школьниками и учителями, во-первых, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными; во-вторых, не обучают детей конструктивному поведению в потенциально конфликтных ситуациях и предупреждению конфликтов в будущем; в-третьих, не способствуют формированию позитивной атмосферы в детском коллективе. В этой связи в учреждении образования необходимо создавать условия, в которых учащиеся смогут приобрести собственную практику ненасильственного разрешения реальных конфликтов. Решить данную проблему может созданная в школе служба медиации, основное назначение которой — «нивелировать силовые (со стороны детей) и административные (со стороны взрослых) реакции на конфликт и в первую очередь предложить самим сторонам решить проблему путем переговоров».

Каждый человек по-разному видит свою ситуацию и многие считают, что его случай уникальный.

В структуру конфликта включаются участники. У участников есть внутренняя и внешняя позиция. Во внутренней позиции выделяются мотивы, цели, интересы, которые чаще всего не совпадают у оппонентов в конфликте. Она непосредственно влияет на ход конфликта и на процесс его разрешения, хотя находится «за кадром» и может не проговариваться. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, их мнениях, точках зрения и пожеланиях.

Хорошая память помогает медиатору не упустить важные моменты и помочь сторонам конструктивно разрешить возникшую ситуацию.

У конфликтов всегда есть две стороны: предметная и эмоциональная. Медиация придает значение тому, чтобы при работе над конфликтом учитывались обе эти стороны. Первый шаг в работе с эмоциями конфликтующих сторон – научиться определять возникшие эмоции и различать их отдельные оттенки.

Самому медиатору также важно контролировать свои мысли и эмоции, уметь снять неуверенность, беспокойство, свои страхи.

поделиться в:

Интернет-ресурсы: