Биоразнообразие

Задание 1.1. Изучить видовое разнообразие дикорастущих травянистых растений на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) СШ № 39 имени И.Д. Лебедева г Гродно

Дата выполнения: 01.10. 2022 года – 01.05.2023 года, и далее ежегодно.

Участники: учащиеся 6 – 7 классов; учащиеся, посещающие факультатив «Зеленые школы»

Ответственный педагогический работник: Филон Ольга Викторовна, учитель биологии

Количество участников   52 человека

Выполнение задания:

Изучили и определили видовое разнообразие травянистых растений на территории  школы,  обозначили их расположение на картосхеме, на стенде разместили картосхему с фото изученных растений.

Для определения видов травянистых растений учащиеся нашей школы пользовались приложением PlantNet.

Задание 1.2. Изучить изменчивость видового разнообразия дикорастущих травянистых растений в различных условиях произрастания на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования), используя квадратную рамку со стороной 1 м.

Дата выполнения:  сентябрь и июнь 2022, и далее ежегодно.

Участники: учащиеся 7 классов; 

Ответственный педагогический работник: Филон Ольга Викторовна, учитель биологии

Количество участников   42 человека

Выполнение задания:

  1. Определили рабочие группы для количественного и качественного анализа растений, произрастающих в различных условиях на территории учреждения образования.
  2. Выбрали подходящее место для исследования.
  3. Поместили рамку на земле.
  4. Исследовали не менее 4-х площадок в различных условиях, используя квадратную рамку со стороной в 1 м). Сделали список растений, произрастающих в квадрате, записали, сколько экземпляров растений каждого вида произрастает на площади внутри рамки.
  5. После исследования собрали всех учащихся в классе и сравнили результаты, полученные в разных местах.

 Проанализировали результаты. 

Взяв квадратную рамку со стороной  1м, ребята провели подсчет растений на участках:

«Квадрат №1» под деревьями (затененное место),

«Квадрат №2» на газоне (солнечное место),

«Квадрат №3» возле забора (участок повышенной проходимости),  

«Квадрат № 4» на участке, где скашивание производится реже (частично затенено). 

 

 1. Видовой состав растений «квадрата № 1» под деревьями (затененное место).

 

Пырей ползучий - 16

Одуванчик лекарственный - 8

Вьюнок полевой - 6

Горец птичий – 12

Подорожник ланцетовидный - 6

 

2. Видовой состав растений «квадрата № 2» на газоне (солнечное место)

 

Пырей ползучий -25

Одуванчик лекарственный -15

Клевер луговой -10

Маргаритка дикая -3

Тысячелистник обыкновенный -7

Подорожник большой – 7

Кульбаба осенняя - 12

 

3. Видовой состав растений «квадрата № 3»  возле забора

(вытаптываемый  участок, повышенной проходимости)

 

Одуванчик лекарственный - 12

Подорожник большой - 9

Подорожник ланцетовидный – 7

Клевер ползучий - 9

Горец птичий – 7

Пырей ползучий - 5

 

4. Видовой состав растений «квадрата № 4» на участке где скашивание производится реже (частично затенено).

 

Пырей ползучий - 30

Одуванчик лекарственный - 50

Клевер луговой - 12

Ежа сборная - 15

Подорожник ланцетовидный - 12

Сныть обыкновенная - 2

 

Результаты:  изучая  растения  на  участках  с  различной  освещенностью  и условиями  использования,  выявлено,  что  видовой  состав  и число  растений  на незатененном участке, где кошение производится реже более богаче.  На затененных и вытаптываемых  участках  видовой состав и число растений меньше, чем на других участках. В  умеренном затенении количественный состав больше, чем на вытаптываемом участке. Замечено, что в затененном месте  особи растут обособлено друг от друга, а на вытаптываемом участке особи растут пучками из небольшого количества побегов.  При анализе видового состава растений всех участков обнаружено, что на всех них встречается одуванчик лекарственный, подорожник большой,  пырей ползучий.

Вывод: выявлены закономерности распределения растений на пришкольной территории в зависимости от условий среды обитания. Установлено, что на участке с постоянным антропогенным воздействием видовой  состав  и число  растений  меньше, наибольшие показатели на солнечном и с частичным затенением, где  кошение производится реже.

Задание 1.3. Изучить разнообразие аборигенных и интродуцированных деревьев и кустарников на территории учреждения образования (или территории природного окружения учреждения образования) СШ № 39 имени И.Д. Лебедева г Гродно

Дата выполнения: 01.11.2022 года – 15.05.2024 года

Участники: учащиеся  8  классов

Ответственный педагогический работник:  Жилинская Инна Николаевна., учитель биологии

Количество участников   46 человека

Выполнение задания:

Изучили видовой состав деревьев  и количественный учет каждого вида  путем обхода всей территории школы. Для видового определения растений использовался определитель высших растений и материалы из  Интернета и мобильных приложений по определению растений «PlantNet», «Деревья».

C помощью значков на картосхеме показали размещение деревьев на территории пришкольного участка.

АБОРИГЕННЫЕ ВИДЫ:

ЯБЛОНЯ

ДЕКОРАТИВНАЯ


ЛИПА

КРУПНОЛИСТНАЯ

БЕРЕЗА

БОРОДАВЧАТАЯ

БЕРЕЗА

ПОВИСЛАЯ

КАШТАН

КОНСКИЙ

РЯБИНА

ОБЫКНОВЕННАЯ

СИРЕНЬ

ОБЫКНОВЕННАЯ

 

ИНТРОДУЦИРОВАННЫЕ ВИДЫ ДЕРЕВЬЕВ

ФОРЗИЦИЯ

ТИСС

ЯГОДНЫЙ

ЧУБУШНИК

 

  ПУЗЫРЕПЛОДНИК  

ИВА ХАКУРО

 

 

Видовой и количественный состав деревьев и кустарников территории пришкольного участка

Название вида

Количество особей

Береза бородавчатая

65

Береза повислая

2

Ива Хакуро

25

Каштан конский

8

Липа крупнолистная

12

Пузыреплодник калинолистный

52

Рябина гибридная

13

Тисс ягодный

3

Форзиция средняя

6

Чубушник обыкновенный

2

Яблоня декоративная

5

Сирень обыкновенная

2

 

5 ноября 2022 года учащиеся нашей школы совместно со студентами Гродненского государственного аграрного университета заложили сад, в котором посадили 20 яблоневых деревьев. Ежегодно учащиеся нашей школы проводят благоустройство  сада.

 

 

 

 

Задание 1.4. Изучить видовое разнообразие птиц на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) СШ № 39 имени И.Д. Лебедева г Гродно

Дата выполнения:  октябрь, февраль ежегодно

Участники: учащиеся 7 классов

Ответственный педагогический работник: Филон Ольга Викторовна, учитель биологии

Количество участников   46 человека

Выполнение задания:

Изучили и определили видовое разнообразие птиц на территории  школы,  обозначили их расположение на картосхеме, провели сезонные  наблюдения за птицами.

Птицы, замеченные на территории школы в период с декабря 2023 по март 2024 года:

1) Голубь сизый  - Columba livia;

2) Синица большая –Parus major;

3) Снегирь обыкновенный – Pyrrhula pyrrhula;

4) Сойка обыкновенная – Garrulus glandarius;

5) Домовый воробей – Passer domesticus;

6) Грач – Corvus frugilegus

7) Ворона серая – Corvus cornix

Наблюдаемая особь

Дата, когда была замечена на территории школы

Количество особей

Голубь сизый

 Каждый день

от 3 до 15 особей

Синица обыкновенная

Ежедневно в декабре, январе, феврале

По 4-6 особей

Снегирь обыкновенный

январь – 16,24

 1 особъ

Грач

В декабре  и январе 2-3 раза в неделю

В феврале и марте - ежедневно

По 3,4 особи

Воробей домовый

ежедневно

стайки 5-10 особей

Ворона серая

2,3 раза в неделю

 По 2,3 особи

Сойка обыкновенная

В январе

По 1 особи

 

В результате проведенных исследований, чаще всего обитали на нашей территории воробьи, синицы, голуби, грачи.

В весенний период активными обитателями городка стали скворец обыкновенный Sturnus vulgaris (4 пары гнездились на территории городка)  и горихвостка обыкновенная Phoenicurus phoenicurus (1 пара гнездилась)

Акция «Осенние наблюдения за  птицами»

 

Ежегодные акции «Помоги птицам зимой»

 

 

 

 

 

Задание 1.5. Изучить видовое разнообразие  наземных насекомых на пришкольной территории (или территории природного окружения учреждения образования) СШ № 39 имени И.Д. Лебедева г Гродно

Дата выполнения: 01.03. 2021 года – 01.05.2021 года

Участники: учащиеся  8 класса

Ответственный педагогический работник:  Филон Ольга Викторовна, учитель биологии; Жилинская Инна Николаевна, учитель биологии

Количество участников   30 человек

Выполнение задания:

Изучили и определили видовое разнообразие наземных насекомых  на территории  школы,  обозначили их расположение на картосхеме, на стенде разместили картосхему с фото изученных растений.

Насекомые на растениях на территории нашей школы

Задание 1.7. изготовить и разместить кормушки для птиц, организовать регулярную подкормку птиц

Дата выполнения: октябрь , январь 2022-2024

Участники: учащиеся 6, 7, 8 классов

Ответственный педагогический работник:  Остапович Иосиф Александрович., учитель трудового обучения, Добриянец Валентин Николаевич, учитель трудового обучения, Филон Ольга Викторовна, учитель биологии

Количество участников   22 человека

Выполнение задания: Среди учащихся учреждения образования и их родителей проведена акция по изготовлению кормушек «Птицам нашу заботу».  Подготовили запасы корма для птиц на зиму: зерносмеси 2 кг, несолёное сало 1 кг, семена подсолнечника  1 кг

Учащиеся группы продленного дня 1 класса еженедельно подкармливают птиц в зимний период

 

 

 

 

Задание 1.8 создать  и разместить на территории  учреждения образования искусственные гнездовья для птиц, убежища для летучих мышей

Дата выполнения:  01.03.2023, 01.03.2024 года

Участники: учащиеся  10 классов; 

Ответственный педагогический работник:  Остапович Иосиф Александрович., учитель трудового обучения

Количество участников   22 человека

Список учащихся:

Выполнение задания:  На уроках технического труда учащимися 9 классов изготовлено 4 искусственных гнездовий для птиц

 

Ежегодно в Птичьем городке происходит обновление искусственных гнездовий.

Задание 1.10 продолжить обустраивать на территории  учреждения образования «Клумбу для бабочек»

Дата выполнения: апрель, август 2022 года и далее ежегодно

Участники: учащиеся 7 классов; 

Ответственный педагогический работник:  Филон Ольга Викторовна, учитель биологии

Количество участников   16 человек

Выполнение задания:

Создана «Клумба для бабочек» Местонахождение клумбы отмечено на картосхеме пришкольной территории. Фотографии клумбы, бабочек и других насекомых на ней размещены на сайте учреждения образования

 

 

 

16-17 января 2021года в нашей стране проходила ежегодная экологическая акция ""Птушкі ля кармушкі"

Цель акции - напомнить, как важно подкармливать птиц в холода. Найти корм под снегом зимой сложнее, но при этом его требуется больше: птицам нужна дополнительная энергия, чтобы согреться. Особенно непросто пернатым приходится после того, как земля и ветки деревьев покрываются льдом.

АКЦИЯ «ПОСАДИ ДЕРЕВО!»

     В рамках реализации  проекта «Зеленые школы» и экологической компании «Обустроим малую родину» педагоги и учащиеся, а так же родители (законные представители) и гости участвовали в природоохранной акции «Посади дерево!»

Мероприятие прошло в целях формирования в детях экологически грамотной личности, владеющей практическими навыками в экологическом и природоохранном направлении. Сделать вклад в зеленое будущее нашей планеты мы можем уже сегодня, приучая наших детей  любить и уважать природу. Отличный способ привлечения детей к деятельности по охране окружающей среды – это посадка деревьев.

Учащиеся средней школы № 39 имени И.Д. Лебедева г Гродно совместно с отделом природных ресурсов и охраны окружающей среды Гродненского областного комитета приняли активное участие в посадке 60 берез.

Берёза, это  одно из самых почитаемых деревьев. Является символом света, женственности, олицетворением чистоты природы. 60 саженцев  этого дерева, украсят территорию  микрорайона и  будут радовать взор прохожих.  Пройдет время, дети вырастут и станут взрослыми людьми, а саженцы за годы их взросления превратятся в красивые деревья.

поделиться в:

Интернет-ресурсы: