Школьная служба медиации

Картинка "ШСМ Бумеранг"

Руководитель ШСМ (медиатор) - Сидляревич Назира Камбаровна


Сбор и анализ конфликтных ситуаций, взаимодействие с администрацией школы, участие в Совете по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних, анализ конфликтных ситуаций, обучение медиаторов из детской аудитории, просветительская работа среди педагогов и обучающихся школы, разбор конфликтных ситуаций.

 

Школьники-медиаторы:

Бурблис Ксения X «В»

Васильева Виктория XI «А»

Гасанова Айда XI «А»

Гринько Ирина XI «А»

Красовская Полина XI «А»

Сидляревич Вера XI «Б»


Просветительская работа, профилактическая работа среди обучающихся школы, разбор конфликтных ситуаций

Школьники-миротворцы в каждом классе, в чьи обязанности входит выявление конфликтных ситуаций в отдельно взятом классном коллективе, информирование участников конфликта о возможности его разрешения посредством медиации.

Каждый из нас не понаслышке знает, что такое школьные конфликты. Даже если мы не участвовали в школьных конфликтах, а только являлись наблюдателями, все равно переживания были достаточно велики и справиться с ними было непросто.

Некоторые несерьезные конфликты легко разрешимы. Однако другие, более значительные, требуют применения определенной стратегии для их успешного разрешения, в противном случае они способны привести к натянутости отношений, вызвать неприязнь или привести к насилию. В этом может помочь медиация.

Школьная медиация позволяет ученикам решать конфликтные ситуации самостоятельно, без непосредственного участия взрослых. В школе дети проводят большую часть своего времени и часто сталкиваются с ситуациями, когда нужно принять решение самостоятельно и быстро, без участия родителей, учителей или администрации.

Знакомство учащихся старших классов с деятельностью Школьной службы медиации.

В школьном сообществе дети учатся жить. Среди качеств, которые необходимы детям, педагоги и родители называют самостоятельность, забывая при этом, что условием ее формирования является предоставление ребенку возможности самому разрешать трудные вопросы, находить выходы из конфликтных ситуаций. И учителям, и родителям иногда кажется, что в случае воплощения в жизнь самостоятельно принятого решения ученик наломает дров, поэтому из благих намерений они спешат подсказать ему выход из ситуации, активно поучаствовать в ее разрешении или попросту навязать решение, которое взрослым кажется правильным.

Младшие школьники, познакомившись с медиацией, знают, куда можно обратиться в случаях конфликтных ситуаций или могут подсказать друзьям и одноклассникам.

Подростку в ситуациях принятия решения в первую очередь необходимо удовлетворить потребность быть услышанным, понятым и доказать, что его слово чего-то стоит. Медиация дает такую возможность.

Медиация в настоящее время является одной из самых перспективных технологий конструктивного разрешения конфликтов с участием третьей нейтральной стороны (медиатора). Школьная медиация имеет свою специфику. Медиаторами в решении конфликтов между учащимися выступают сами учащиеся, и лишь в сложных случаях привлекаются взрослые.

С давних времен люди при возникновении споров и невозможности самостоятельно разрешить их мирным путем стали обращаться за помощью к третьему лицу. Уильям Юри, один из известнейших медиаторов в мире, родоначальник трансформационной медиации, последние тридцать лет провел, путешествуя по миру, помогая разрешать сложнейшие мировые конфликты от Югославии до Ближнего Востока, от Чечни до Венесуэлы. Вопрос, на который он пытался найти ответ, — как мы справляемся с коренными различиями, учитывая человеческую нашу склонность к конфликтам и гениальные достижения человека в разработке оружия массового поражения? Он пришел к выводу, что ответ прост. Ресурс, позволяющий это сделать, — сообщество, которое окружает каждый конфликт. Юри приводит пример бушменских племен Сан, среди которых он провел несколько месяцев. Ему было любопытно, как они разрешают конфликты. Все мужчины этих племен используют в охоте абсолютно ядовитые стрелы. Соответственно, если бы у них не было какого-то конструктивного подхода к разрешению возникающих конфликтов, можно было бы запросто поубивать друг друга за достаточно короткий промежуток времени.

Юри узнал, что когда в племенах разгораются страсти, находится человек, который прячет ядовитые стрелы в зарослях кустарника. А все остальные садятся в круг и говорят. Это может продолжаться несколько дней. Но они не отдыхают, пока не придут к решению или примирению. Если чувства еще сильны, они отсылают буянов к родственникам поостыть. Эту систему Уильям Юри называет «третьей стороной». Третья сторона конфликта — это окружающее сообщество, друзья, коллеги, члены семьи, соседи. Третья сторона может сыграть позитивную роль в решении конфликта и напомнить о том, что поставлено на карту. В конфликте очень просто потерять цель и начать сопротивляться. Третья сторона помогает прекратить воевать, остановиться хотя бы на мгновение и начать разговаривать. Она помогает «выйти на балкон» и посмотреть на ситуацию сверху, не упуская из виду цель.

С давних времен люди при возникновении споров и невозможности самостоятельно разрешить их мирным путем стали обращаться за помощью к третьему лицу. Третьей стороной в конфликте периодически оказывается каждый из нас. На работе, дома, в сообществе, к которому мы принадлежим. Но мы не всегда умеем найти правильные слова, вопросы, комментарии, чтобы помочь разрешить сложившуюся ситуацию. Медиатор также является третьей стороной.

Само понятие «медиация» имеет богатую историческую традицию: его практиковали в античной Греции, в Древнем Китае и Японии, в Европе во времена Средневековья. В античной Греции посредники помогали разрешать противоречия между городами-государствами, в Древнем Китае и Японии их активно привлекали для достижения компромисса в случае возникновения конфликта между различными сословиями и социальными группами. Представители церквей и религий также часто выступали посредниками в конфликтах. В средние века в Западной Европе наиболее авторитетной организацией в урегулировании семейных споров, правонарушений и дипломатических конфликтов являлась церковь. И сегодня во многих случаях священнослужители активно выступают в роли посредников между спорящими членами своих общин.

Медиация работает со всей структурой конфликта. Одной из важнейших задач медиаторов является выяснение истинных интересов, скрывающихся за предъявляемой позицией участников. Для этого на фазе разбора конфликта медиаторы используют различные техники и типы вопросов. Выяснение интересов позволяет выявить скрытый объект конфликта. Без этого урегулирование конфликтной ситуации практически невозможно, ведь удовлетворение от решения конфликта может быть только в том случае, если наши истинные потребности и интересы учтены.

Медиаторы работают и со стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Медиация основывается на стратегии сотрудничества, которая помогает полностью урегулировать конфликтную ситуацию. Компромисс, к которому часто апеллируют как к эффективной стратегии, на самом деле не является таковым, поскольку основан на мелких взаимных уступках, позволяющих на время снять острую ситуацию. Компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

Школьная медиация — один из наиболее популярных методов разрешения и профилактики конфликтов не только в Европе, но и в других странах. В настоящее время медиация применяется в тысячах школ.

Изначально было всего две причины, по которым школы стали внедрять медиацию. Первая причина заключалась в желании сделать школу более безопасной. Безопасная школа позволяет обеспечить лучшие результаты академической успеваемости учащихся и более позитивные отношения в ученическом коллективе.

Вторая причина — помочь ученикам стать «маленькими взрослыми» посредством обучения приемам решения проблем, которые понадобятся им для построения успешной карьеры в будущем.

Медиация как способ демонстрации стратегии сотрудничества способствует воспитанию людей, способных мыслить стратегически. Зачастую мы живем сегодняшним днем, наши действия нацелены на достижение сиюминутного результата. Тот, кто достигает результата в общении с другими людьми, не унижая их, умеет прежде всего уважительно относиться к самому себе. Это человек созидающий, а не разрушающий.

Дети, прошедшие через опыт медиации, развивают хорошие навыки не только в преодолении конфликтов, но и в их предупреждении. Ученики, разрешившие конфликты с помощью сверстников-медиаторов, после нескольких удачных опытов меняют свои отношения, становятся более мирными и конструктивными в обсуждении разногласий.

Школа — место, где обучаются дети из разных социальных слоев, разных стилей поведения и воспитания, с разными ценностями и устремлениями, поэтому возникновение конфликтов и противоречий неизбежно.

Те способы реагирования на конфликты, которые обычно практикуются школьниками и учителями, во-первых, нередко оставляют подлинные конфликты неразрешенными; во-вторых, не обучают детей конструктивному поведению в потенциально конфликтных ситуациях и предупреждению конфликтов в будущем; в-третьих, не способствуют формированию позитивной атмосферы в детском коллективе. В этой связи в учреждении образования необходимо создавать условия, в которых учащиеся смогут приобрести собственную практику ненасильственного разрешения реальных конфликтов. Решить данную проблему может созданная в школе служба медиации, основное назначение которой — «нивелировать силовые (со стороны детей) и административные (со стороны взрослых) реакции на конфликт и в первую очередь предложить самим сторонам решить проблему путем переговоров».

Каждый человек по-разному видит свою ситуацию и многие считают, что его случай уникальный.

В структуру конфликта включаются участники. У участников есть внутренняя и внешняя позиция. Во внутренней позиции выделяются мотивы, цели, интересы, которые чаще всего не совпадают у оппонентов в конфликте. Она непосредственно влияет на ход конфликта и на процесс его разрешения, хотя находится «за кадром» и может не проговариваться. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, их мнениях, точках зрения и пожеланиях.

Хорошая память помогает медиатору не упустить важные моменты и помочь сторонам конструктивно разрешить возникшую ситуацию.

У конфликтов всегда есть две стороны: предметная и эмоциональная. Медиация придает значение тому, чтобы при работе над конфликтом учитывались обе эти стороны. Первый шаг в работе с эмоциями конфликтующих сторон – научиться определять возникшие эмоции и различать их отдельные оттенки.

Самому медиатору также важно контролировать свои мысли и эмоции, уметь снять неуверенность, беспокойство, свои страхи.

С давних времен люди при возникновении споров и невозможности самостоятельно разрешить их мирным путем стали обращаться за помощью к третьему лицу. Уильям Юри, один из известнейших медиаторов в мире, родоначальник трансформационной медиации, последние тридцать лет провел, путешествуя по миру, помогая разрешать сложнейшие мировые конфликты от Югославии до Ближнего Востока, от Чечни до Венесуэлы. Вопрос, на который он пытался найти ответ, — как мы справляемся с коренными различиями, учитывая человеческую нашу склонность к конфликтам и гениальные достижения человека в разработке оружия массового поражения? Он пришел к выводу, что ответ прост. Ресурс, позволяющий это сделать, — сообщество, которое окружает каждый конфликт. Юри приводит пример бушменских племен Сан, среди которых он провел несколько месяцев. Ему было любопытно, как они разрешают конфликты. Все мужчины этих племен используют в охоте абсолютно ядовитые стрелы. Соответственно, если бы у них не было какого-то конструктивного подхода к разрешению возникающих конфликтов, можно было бы запросто поубивать друг друга за достаточно короткий промежуток времени.

Юри узнал, что когда в племенах разгораются страсти, находится человек, который прячет ядовитые стрелы в зарослях кустарника. А все остальные садятся в круг и говорят. Это может продолжаться несколько дней. Но они не отдыхают, пока не придут к решению или примирению. Если чувства еще сильны, они отсылают буянов к родственникам поостыть. Эту систему Уильям Юри называет «третьей стороной». Третья сторона конфликта — это окружающее сообщество, друзья, коллеги, члены семьи, соседи. Третья сторона может сыграть позитивную роль в решении конфликта и напомнить о том, что поставлено на карту. В конфликте очень просто потерять цель и начать сопротивляться. Третья сторона помогает прекратить воевать, остановиться хотя бы на мгновение и начать разговаривать. Она помогает «выйти на балкон» и посмотреть на ситуацию сверху, не упуская из виду цель. Третьей стороной в конфликте периодически оказывается каждый из нас. На работе, дома, в сообществе, к которому мы принадлежим. Но мы не всегда умеем найти правильные слова, вопросы, комментарии, чтобы помочь разрешить сложившуюся ситуацию. Медиатор также является третьей стороной. Его преимущество состоит в том, что это специально обученный специалист, владеющий всеми необходимыми техниками и приемами, которые позволяют построить коммуникацию между двумя конфликтующими сторонами таким образом, чтобы найти взаимовыгодные решения.

Медиация — это технология разрешения конфликтов при содействии третьей, нейтральной, стороны, помогающей конфликтующим достичь соглашения, которое обе стороны считают справедливым.

Само понятие «медиация» имеет богатую историческую традицию: его практиковали в античной Греции, в Древнем Китае и Японии, в Европе во времена Средневековья. В античной Греции посредники помогали разрешать противоречия между городами-государствами, в Древнем Китае и Японии их активно привлекали для достижения компромисса в случае возникновения конфликта между различными сословиями и социальными группами. Представители церквей и религий также часто выступали посредниками в конфликтах. В средние века в Западной Европе наиболее авторитетной организацией в урегулировании семейных споров, правонарушений и дипломатических конфликтов являлась церковь. И сегодня во многих случаях священнослужители активно выступают в роли посредников между спорящими членами своих общин.

Современное понимание медиации начало формироваться во второй половине ХХ в. в странах англо-саксонского права — США, Австралии, Великобритании.

(по информации пособия для педагогов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения «Организация школьной службы медиации» Е.И.Луговцова, Ю.Н.Егорова)

Процесс медиации условно можно представить, как треугольник с тремя вершинами: Содержание – Процедура – Эмоции. Каждый элемент процедуры имеет существенное значение.

Работа с эмоциональной составляющей в ходе процедуры требует от медиатора опыта, навыков и развитого уровня собственного эмоционального интеллекта.

Анализ конфликта с учетом структуры и динамики позволяет выделить в «скелете» конфликта основные точки возникновения и развития эмоционального напряжения. 

С точки зрения структуры эмоциональное наполнение конфликтной ситуации зависит в первую очередь от субъектов конфликта. Все остальные элементы структуры (интересы, действия, позиция и т.д.), по сути, приобретают эмоциональную окраску постольку, поскольку определенные эмоции испытывает субъект, то есть сторона конфликта. Эмоциям субъекта (стороны) в определенных случаях может добавлять «красок» группа поддержки (сторонники, свидетели, провокаторы и т.д.). Стратегия работы медиатора с эмоциями может существенно меняться в зависимости от того, один ли человек выступает на стороне конфликта или субъектом считается некоторая группа, есть ли у стороны группа поддержки, насколько она активна.

С точки зрения динамики конфликта медиатору важно знать и понимать законы, по которым конфликт (как правило) развивается, чем он живет и «подпитывается», как он растет или, наоборот, затухает. Наиболее эмоционально окрашенные стадии конфликта – инцидент и открытый конфликт (эскалация, кульминация); при этом чем выше накал эмоций в конфликте – тем больше регрессирует сознательная форма психики участников. При высокой степени эскалации состояние сознания сторон характеризуется как состояние ребенка 4-6 лет с соответствующим эмоциональным фоном. 

Действительные проблемы конфликта теряют значимость, тогда как в центре внимания оказывается личность противника.

Понимание динамики конфликта и ступеней эскалации имеет важное значение в процессе медиации, поскольку между моментом предложения и проведения медиации (в рамках какой фазы конфликта) и сроками и результативностью медиации имеется определенная зависимость. В ряде случаев (когда конфликт, как говорится, «зашел слишком далеко») медиация будет бессильна независимо от мастерства медиатора. 

Основные уровни работы медиатора с эмоциональным фоном

Первый и основной уровень – субъект конфликта. Современная конфликтология базируется на концепте рационализации конфликта, т. е. первоочередного освобождения участников от негативных эмоций, после чего конфликт как объективное противоречие может быть разрешен ими осознанно и конструктивно. В связи с этим при урегулировании и разрешении конфликта в первую очередь внимание должно быть уделено эмоциям субъектов, после чего можно переходить к анализу содержания конфликта.

На уровне эмоций субъекта задача медиатора:

- обеспечить стороне возможность и помочь дать выход эмоциям;

- обсудить представления о ситуации, отделить факты от интерпретаций,

- обсудить представление о способе разрешения конфликта (удовлетворенность возможным исходом).

Следующий уровень – эмоции группы. При этом нужно учитывать два момента:

- во-первых, группы может не быть или ее влияние может быть настолько несущественным, что его можно не учитывать,

- во-вторых, группа может образоваться как результат расширения состава участников, а может сама выступать участником конфликта. В первом случае необходимо определить круг участников, проанализировать роли (сторонники, провокаторы и т.д.), их влияние на сторону и необходимость работы с участниками группы. Во втором необходимо уделить внимание (работать) как с эмоциями участников группы, так и группы как единого целого, а также учитывать эмоциональное взаимодействие группы с внешним (по отношению к группе) участниками конфликта.

 

Для того чтобы понять, почему именно медиация считается одной из наиболее эффективных технологий разрешения конфликтов как между взрослыми конфликтующими, так и между детьми, рассмотрим, как она работает со структурой конфликта.

В психологии под конфликтом чаще всего понимается актуализированное противоречие, столкновение противоположно направленных интересов, целей, позиций, мнений, взглядов субъектов взаимодействия или оппонентов (от лат. opponentis — возражающий) и даже столкновения самих оппонентов.

Доктор психологических наук, профессор А. Л. Журавлев выдвигает свое понимание конфликта через систему взаимосвязанных и необходимых признаков:

 существует ситуация открытого столкновения в форме противоборства или противодействия двух и более сторон, являющихся активными субъектами;

 проявляющийся тип взаимодействия вызывает определенный тип отношения между сторонами — взаимные негативные отношения, отношения взаимной неприязни или вражды;

 каждая из сторон преследует свои цели, основанные на потребностях и мотивах, испытывая затруднения (барьеры) в их достижении из-за действий другой стороны или других сторон;

 конфликтное взаимодействие опосредуется неким общим для всех сторон предметом, именуемым ресурсом конфликта: ресурс всегда ограничен, его меньше, чем это необходимо сторонам;

 взаимная зависимость сторон не позволяет каждой из них уйти от взаимодействия;

 сформированные в конфликтном взаимодействии отношения в совокупности с переживаниями невозможности достижения своей цели вызывают у сторон сильные негативные эмоции.

Первой составляющей конфликта является объект — то, из-за чего конфликт возник, на что каждый участник ситуации претендует. Объект может быть материальным (например, какая-то престижная вещь, деньги и т. п.) и идеальным (например, правила поведения, статус в коллективе и др.).

Объект также может быть реальным (один участник задолжал другому деньги и не возвращает длительное время, других претензий и подводных камней в этой ситуации нет) или скрытым (два брата претендуют на родительский загородный дом, при этом одного интересует только денежный эквивалент наследства, а для другого — это момент справедливости, поскольку он гораздо больше заботился о престарелых родителях в последние годы; в этом случае скрытый объект — справедливость и деньги).

В структуру конфликта включаются участники. Они обладают разной «силой» — имеют разный ранг и т. д.

У участников есть внутренняя и внешняя позиции. Во внутренней позиции выделяются мотивы, цели, интересы, которые чаще всего не совпадают у оппонентов в конфликте. Она непосредственно влияет на ход конфликта и на процесс его разрешения, хотя находится «за кадром» и может не проговариваться. Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, их мнениях, точках зрения и пожеланиях. Эта позиция проговаривается и проста для диагностики.

Структура конфликта по мере своего развития может измениться: в нем может произойти подмена объекта конфликта или изменение участников. Эти факторы также учитываются при анализе и урегулировании конфликтной ситуации.

Участники, отношения между ними, их позиции и объект конфликта составляют конфликтную ситуацию, которая всегда предшествует собственно конфликту и может существовать задолго до его возникновения, никак не проявляясь. Чтобы ситуация переросла в конфликт, необходим инцидент (действия участников конфликта, претендующих на объект).

Медиация работает со всей структурой конфликта. Одной из важнейших задач медиаторов является выяснение истинных интересов, скрывающихся за предъявляемой позицией участников. Для этого на фазе разбора конфликта медиаторы используют различные техники и типы вопросов. Выяснение интересов позволяет выявить скрытый объект конфликта. Без этого урегулирование конфликтной ситуации практически невозможно, ведь удовлетворение от решения конфликта может быть только в том случае, если наши истинные потребности и интересы учтены.

 

Участники конфликта взаимодействуют друг с другом пятью разными стратегиями.

Соревнование — человек стремится добиться удовлетворения своих интересов в ущерб интересам другого. Он уверен, что выйти победителем из конфликта может только один участник и победа одного неизбежно означает поражение второго. Такой человек настаивает на своем во чтобы то ни стало, а позицию другого человека не принимает во внимание.

Приспособление — человек готов поступиться своими интересами и пойти на уступки ради того, чтобы избежать противостояния. Такую позицию могут занимать люди с низкой самооценкой, которые считают, что их цели и интересы не должны приниматься во внимание.

Избегание — попытка уклониться от обсуждения конфликтных вопросов и отложить принятие сложного решения на потом. В этом случае человек не отстаивает собственные интересы, но при этом не учитывает и интересы других.

Компромиссэто частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.

Сотрудничество — участник стремится разрешить конфликт таким образом, чтобы в выигрыше оказались все. Он не просто учитывает позицию другого участника, но и стремится добиться, чтобы другая сторона тоже была бы удовлетворена.

Медиаторы работают со стратегиями поведения в конфликтной ситуации. Медиация основывается на стратегии сотрудничества, которая помогает полностью урегулировать конфликтную ситуацию. Компромисс, к которому часто апеллируют как к эффективной стратегии, на самом деле не является таковым, поскольку основан на мелких взаимных уступках, позволяющих на время снять острую ситуацию. Компромисс можно рассматривать только как промежуточный этап разрешения конфликта перед поиском такого решения, в котором обе стороны были бы удовлетворены полностью.

Предварительная

беседа

Известны стороны и предмет конфликта; определены место, время медиации

Ведение

Стороны понимают цель, процедуру и принципы медиации

Стороны понимают свою роль и роль медиатора в процессе медиации

Стороны согласны с правилами поведения во время медиации

Стороны подтверждают добровольность со участия в медиации

Стороны готовы к разрешению конфликта; заключен договор на медиацию

Описание конфликта

Представлены позиции обеих сторон

Сделаны обобщения каждой представленной позиции

Выяснено, были ли попытки решения конфликта ранее

Сформулирована повестка (перечень тем для обсуждения)

Разбор конфликта

Понятны детали конфликта

Стороны выразили и чувства

Стороны обменялись позициями и чувствами

Выяснены интересы сторон

Решение проблемы

Стороны высказали свои идеи по решению конфликта

Составлен список вариантов решения конфликта

Выбраны удовлетворяющие обе стороны решения

Произведена оценка вариантов решений конфликта

Выяснена удовлетворенность сторон результатом переговоров

Соглашение

Соглашение сформулировано и озвучено

Соглашение подписано

Имеется договоренность о следующей встрече

Постмедиативная встреча

Произведена проверка выполнения условий соглашения

Внесены изменения в соглашение (при необходимости)

поделиться в:

Интернет-ресурсы: