Выпускные экзамены

РАСПИСАНИЕ КОНСУЛЬТАЦИЙ ПО УЧЕБНЫМ ПРЕДМЕТАМ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ

ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

В 2023/2024 УЧЕБНОМ ГОДУ


IX «А» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

28.05.2024

8.55-9.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

29.05.2024

8.55-9.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

04.06.2024

11.55-12.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

28.05.2024

11.55-12.40

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

31.05.2024

11.55-12.40

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

06.06.2024

10.00-11.30

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

28.05.2024

10.55-11.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

29.05.2024

10.55-11.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

31.05.2024

8.55-9.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

28.05.2024

9.55-10.40

430

История Беларуси

Литовченко А.В.

29.05.2024

9.55-10.40

439

История Беларуси

Литовченко А.В.

30.05.2024

9.55-10.40

439

История Беларуси

Литовченко А.В.

 


IX «Б» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

31.05.2024

13.55-14.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

29.05.2024

9.00-9.45

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

30.05.2024

9.00-9.45

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

28.05.2024

10.55-11.40

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

29.05.2024

10.55-11.40

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

04.06.2024

10.00-11.30

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

28.05.2024

8.55-9.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

31.05.2024

9.55-10.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

06.06.2024

9.00-9.45

347

Математика

Велесик Ж.Я.

27.05.2024

10.00-10.45

422

История Беларуси

Стасюк Л.А

30.05.2024

10.00-10.45

422

История Беларуси

Стасюк Л.А.

08.06.2024

10.00-10.45

422

История Беларуси

Стасюк Л.А.

 


 IX «В» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

28.05.2024

12.55-13.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

29.05.2024

9.55-10.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

31.05.2024

11.55-12.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

28.05.2024

09.55-10.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

28.05.2024

10.55-11.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

31.05.2024

12 .55-13.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

28.05.2024

11.55-12.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

29.05.2024

10.55-11.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

04.06.2024

9.00-9.45

347

Математика

Велесик Ж.Я.

27.05.2024

15.55-16.40

439

История Беларуси

Филимонова А.А.

27.05.2024

16.55-17.40

439

История Беларуси

Филимонова А.А.

31.05.2024

14.00-15.00

430

История Беларуси

Филимонова А.А

 


IX «Г» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

28.05.2024

10.55-11.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

29.05.2024

11.55-12.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

06.06.2024

11.55-12.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

28.05.2024

11.55-12.40

431

Русский язык

Бозина Т.Н.

31.05.2024

08.00-08.45

433

Русский язык

Бозина Т.Н.

31.05.2024

08.55-09.40

433

Русский язык

Бозина Т.Н.

28.05.2024

9.55-10.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

31.05.2024

10.55-11.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

04.06.2024

10.00-10.45

347

Математика

Велесик Ж.Я.

27.05.2024

11.55.-12.40

423

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

30.05.2024

11.55.-12.40

423

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

31.05.2024

9.55.-10.40

423

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

 


IX «Д» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

28.05.2024

12.55-13.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

29.05.2024

10.55-11.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

04.06.2024

10.55-11.40

435

Белорусский язык

Кечень М.М.

27.05.2024

16.00-16.45

356

Русский язык

Колесник А.Б.

28.05.2024

12.00-12.45

341

Русский язык

Колесник А.Б.

29.05.2024

11.55-12.40

350

Русский язык

Колесник А.Б.

29.05.2024

9.55-10.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

31.05.2024

11.55-12.40

347

Математика

Велесик Ж.Я.

06.06.2024

10.00-10.45

347

Математика

Велесик Ж.Я.

28.05.2024

10.55.-11.40

423

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

30.05.2024

8.55.-9.40

423

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

07.06.2024

15.00.-15.45

433

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

 


IX «Е» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

29.05.2024

9.55-10.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

30.05.2024

9.55-10.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

06.06.2024

9.55-10.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

28.05.2024

08.55-09.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

28.05.2024

13.55-14.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

31.05.2024

09.55-10.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

28.05.2024

09.00-9.45

428

Математика

Кунская О.А

31.05.2024

09.00-9.45

428

Математика

Кунская О.А

04.06.2024

09.00-9.45

428

Математика

Кунская О.А

28.05.2024

11.55 -12.40

423

История Беларуси

Филимонова А.А.

28.05.2024

12.55-13.40

423

История Беларуси

Филимонова А.А.

31.05.2024

08.00-09.00

430

История Беларуси

Филимонова А.А.

 


IX «Ж» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

29.05.2024

10.55-11.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

30.05.2024

10.55-11.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

04.06.2024

10.55-11.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

29.05.2024

13.55-14.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

31.05.2024

10.55-11.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

31.05.2024

11.55-12.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

28.05.2024

10.00-10.45

428

Математика

Кунская О.А

29.05.2024

10.00-10.45

428

Математика

Кунская О.А

31.05.2024

10.00-10.45

428

Математика

Кунская О.А

28.05.24

10.55-11.40

430

История Беларуси

Литовченко А.В.

29.05.24

13.55-14.40

439

История Беларуси

Литовченко А.В.

30.05.24

8.55-9.40

439

История Беларуси

Литовченко А.В.

 


IX «З» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

29.05.2024

11.55-12.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

30.05.2024

11.55-12.40

433

Белорусский язык

Врублевская Э.В.

06.06.2024

10.55-11.40

434

Белорусский язык

Гуцко Т.Ф.

28.05.2024

08.00-08.45

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

31.05.2024

08.00-08.45

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

31.05.2024

08.55-09.40

356

Русский язык

Воронько Ю.П.

28.05.2024

11.00-11.45

428

Математика

Кунская ОА

29.05.2024

11.00-11.45

428

Математика

Кунская О.А

31.05.2024

11.00-11.45

428

Математика

Кунская О.А

28.05.2024

11.55-12.40

430

История Беларуси

Литовченко А.В.

30.05.2024

12.50-13.35

437

История Беларуси

Литовченко А.В.

06.06.2024

10.00-10.45

439

История Беларуси

Литовченко А.В.

 


IX «И» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

27.05.2024

11.55 -12.40

431

Белорусский язык

Черток Т.В.

28.05.2024

11.55 - 12.40

431

Белорусский язык

Черток Т.В.

06.06.2024

11.55-12.40

431

Белорусский язык

Черток Т.В.

28.05.2024

9.55-10.40

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

29.05.2024

12.55-13.40

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

31.05.2024

12.55-13.40

426

Русский язык

Дорошкевич Д.М.

29.05.2024

09.00-09.45

428

Математика

Кунская О.А

31.05.2024

12.00-12.45

428

Математика

Кунская О.А

04.06.2024

10.00-10.45

428

Математика

Кунская О.А

28.05.2024

08.00-08.45

430

История Беларуси

Филимонова А.А.

31.05.2024

13.00-14.00

430

История Беларуси

Филимонова А.А.

07.06.2024

13.00-14.00

430

История Беларуси

Филимонова А.А.

 


IX «К» класс

Дата

Время

Кабинет

Предмет

Учитель

27.05.2024

10.55-11.40

431

Белорусский язык

Черток Т.В.

28.05.2024

10.55. -11.40

431

Белорусский язык

Черток Т.В.

31.05.2024

12.55 - 13.40

431

Белорусский язык

Черток Т.В.

28.05.2024

12.50-13.35

431

Русский язык

Бозина Т.Н.

31.05.2024

09.55-10.40

433

Русский язык

Бозина Т.Н.

31.05.2024

10.55-11.40

433

Русский язык

Бозина Т.Н.

29.05.2024

12.00-12.45

428

Математика

Кунская О.А

06.06.2024

09.00-09.45

428

Математика

Кунская О.А

06.06.2024

10.00-10.45

428

Математика

Кунская О.А

08.05.2024

08.55.-940

423

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

30.05.2024

10.55.-11.40

423

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

07.06.2024

16.00.-16.45

433

История Беларуси

Гедроить Ю.Л.

 

Расписание выпускных экзаменов

по завершении обучения и воспитания

на II ступени общего среднего образования

в 2023/2024 учебном году


IX «А» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

8.00

История Беларуси

в устной форме

422

3 июня

9.00

Математика

в письменной форме

435

5 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

435

7 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

435

 


IX «Б» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

3 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

434

5 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

434

7 июня

9.00

Математика

в письменной форме

434

10 июня

8.00

История Беларуси

в устной форме

422

 


IX «В» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

14.00

История Беларуси

в устной форме

422

3 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

433

5 июня

9.00

Математика

в письменной форме

433

7 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

433

 


IX «Г» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

8.00

История Беларуси

в устной форме

433

3 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

437

5 июня

9.00

Математика

в письменной форме

437

7 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

437

 


IX «Д» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

3 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

438

5 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

438

7 июня

9.00

Математика

в письменной форме

438

10 июня

8.00

История Беларуси

в устной форме

433

 


IX «Е» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

8.00

История Беларуси

в устной форме

434

3 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

439

5 июня

9.00

Математика

в письменной форме

439

7 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

439

 


IX «Ж» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

1 июня

14.00

История Беларуси

в устной форме

433

3 июня

9.00

Математика

в письменной форме

422

5 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

422

7 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

422

 


IX «З» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

3 июня

9.00

Математика

в письменной форме

426

5 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

426

7 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

426

10 июня

14.00

История Беларуси

в устной форме

422

 


IX «И» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

3 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

423

5 июня

9.00

Математика

в письменной форме

423

7 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

423

10 июня

8.00

История Беларуси

в устной форме

434

 


IX «К» класс

Дата

Начало экзамена

Предмет

Форма проведения экзамена

Кабинет

3 июня

9.00

Белорусский язык

в письменной форме

(изложение)

428

5 июня

9.00

Русский язык

в письменной форме

(изложение)

428

7 июня

9.00

Математика

в письменной форме

428

10 июня

14.00

История Беларуси

в устной форме

433

 

График

консультаций педагога-психолога

по психологическому сопровождению

учащихся IХ классов в период подготовки и сдачи

выпускных экзаменов

     № п/п

Дата

Мероприятие

Время (ФИО ответственного специалиста)

1.

21.05.2024

Групповая консультация «Как лучше подготовиться к экзаменам. Эффективные приемы запоминания».

Время: 13.45

(каб. 330)

Стефанович Н.В.

2.

23.05.2024

Психологический практикум «Экзамен без стресса. Способы снятия нервно-психического напряжения».

Время: 14.45

(каб. 330)

Стефанович Н.В.

 

3.

28.05.2024

Занятие с элементами тренинга «Поведение на экзамене. Секреты уверенного поведения».

Время: 14.45

(каб. 330)

Стефанович Н.В.

4.

30.05.2024

Психологическое занятие «Установка на успех».

Время: 13.45

(каб. 330)

Стефанович Н.В.

5.

май-июнь

Индивидуальные консультации с учащимися по проблемным вопросам и по запросу.

Время:

пн. 14.00-15.00

ср. 15.00-16.00

(каб. 332)

Стефанович Н.В.

 

ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ

педагога-психолога по психологическому сопровождению учащихся

ХI классов в период подготовки и сдачи ЦЭ и ЦТ

№ п/п

Сроки

Мероприятие

Примечание

1.

21.05.2024

Групповая консультация «Как лучше подготовиться к экзаменам. Память и приемы запоминания».

15.00-15.30

(каб. 330)

Отв. Сидляревич Н.К.

2.

24.05.2024

Психологический практикум «Как справиться с волнением на экзамене».

14.40-15.00

(каб. 330)

Отв. Сидляревич Н.К.

3.

Групповая консультация «Эффективная организация учебной деятельности. Биоритмы работы мозга».

15.00-15.30

(каб. 330)

Отв. Сидляревич Н.К.

4.

28.05.2024

 

Психологический практикум «Экзамен без стресса. Способы саморегуляции в стрессовой ситуации».

11.00-11.45

(каб. 330)

Отв. Сидляревич Н.К.

5.

31.05.2024

Психологическое занятие «Секреты успеха на экзамене. Профилактика экзаменационного стресса».

11.00-11.45

(каб. 330)

Отв. Сидляревич Н.К.

6.

05.06.2024

Групповая консультация «Завтра экзамен – как организоваться».

11.00-11.45

(каб. 330)

Отв. Сидляревич Н.К.

 

ДОРОГИЕ  РЕБЯТА!

Надвигается предэкзаменационная пора, пора выпускных экзаменов и вступительных испытаний с их радостями и разочарованиями. Вам предстоит преодолеть свой первый серьезный жизненный барьер – переход во взрослую самостоятельную жизнь в современном обществе.

Вся жизнь человека состоит из всевозможных испытаний. С различными контрольными работами, сочинениями, диктантами, тестированиями и другими испытаниями вы встречались с первых дней обучения в школе. Ни для кого не является секретом, что успех в этих случаях зависит от того, насколько полно и правильно вы сможете воспроизвести полученные вами знания.

При подготовке к экзамену повторение материала играет главную роль в формировании механизма воспроизведения его на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.

Например, способ группировки материала облегчает запоминание многозначных чисел, формул. Для запоминания формулировок теорем удобно использовать ассоциативный прием, т.е. устанавливать сходство между содержанием, которое надо запомнить и знакомым предметом. Например, запомнить теорему Пифагора помогает такая фраза: «Пифагоровы штаны во все стороны равны». Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку ключевых слов. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.

Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы хорошо понимаете, для чего его повторяете.

Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче испытаний.

Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться со своим волнением и напряжением в процессе подготовки к сдачи экзамена, умело используя свой инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.

Давайте вначале рассмотрим некоторые методы самопомощи, которые помогут вам «сбросить» внутреннее напряжение на подготовительном этапе к испытаниям.

Например, когда нужно сесть за стол и готовиться к экзаменам, а вы не можете это сделать, в голову «лезут» посторонние мысли, то попробуйте простейший аутотренинг. Он позволит включиться вам в любую деятельность. Для этого сядьте за стол, на котором приготовлены книги, конспекты и т. д., закройте глаза и про себя (или шепотом) повторите 8 – 10 раз «Я могу писать. Я могу писать… Я пишу… Я пишу!». Интонации нарастают от механической безучастности до страстного требования. В момент наибольшего напряжения вы внезапно замолкаете, расслабляетесь, откинувшись на спинку стула. В голове пустота, вы ничего не хотите и не ждете. Побудьте в этой пустоте, забудьте обо всем, и вы почувствуете, что через некоторое время в этой пустоте начинает всплывать ваша фраза, а потом и требование писать. И вы почувствуете, что рука сама потянется к бумаге. Если что-то помешает, попробуйте вновь расслабиться и затем снова услышать свой приказ. Фразы могут быть разными, но главное условие – должны быть короткими и по существу дела.

Если же вы не в состоянии сосредоточиться, не можете включиться в работу, то вам надо сесть и писать. Причем писать любые строчки, которые приходят вам в голову. Главное не останавливать и не перечитывать написанное, не останавливать процесс «врабатывания». Через некоторое время работа по-настоящему захватит вас.

Активность вашего внимания и умственной деятельности повысится, например, при наличии приятных запахов лимона, лаванды и т.п. или негромких фоновых звуков - приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и т.п.

Не следует забывать, что умственную деятельность активизирует манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности, поэтому при монотонной работе полезно через 15 минут сделать короткую паузу (1-2 минуты) или переключиться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. В этот перерыв можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: под музыку потанцевать, сделать несколько ритмичных упражнений.

«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена Вам помогут методы саморегуляции.

Одни  из методов саморегуляции основаны на использовании человеком тех возможностей, которые он имеет «под рукой». Они связаны с разумным планированием режима труда и отдыха. Когда вы начинаете испытывать во время подготовки к испытаниям психоэмоциональное напряжение, сильную усталость а, может быть, и теряете самоконтроль, вам надо найти способы «остановки» себя. Перечислим некоторые из них:

  • сделать паузу в работе;
  • выйти из комнаты, в которой вы готовитесь к экзаменам, или переместиться в другую ее часть;
  • подойти к окну и посмотреть на небо, деревья, на идущих по улице людей, попробовать вообразить, о чем они думают;
  • опустить ладони своих рук под холодную воду на 2-3 минуты;
  • постараться каждый день, отведенный на подготовку к испытаниям, иметь немного времени на занятия, которые вам приносят удовлетворение и радость и т. п.

Другие методы саморегуляции, целенаправленно созданные человеком для управления самим собой, - это психотехнические упражнения. Смысл психотехники состоит в достижении и поддержании психической, духовной и физической формы посредством направленного сосредоточения. Упражнения базируются на четырех способах самопознания и саморегуляции: релаксации (расслабления), концентрации, визуализации и самовнушения. На этих способах основаны различные техники саморегуляции, например, аутотренинг, ауторелаксация.

Основной способ саморегуляции – самовнушение. Самовнушение должно быть позитивным, жизнеутверждающим, конструктивным (нельзя внушать себе негативное); должно быть облечено в простые, четкие и понятные фразы в утвердительной форме без частицы «не» («я хочу…», «я могу…» и т. п.) и предполагает многократное повторение.

Применение подобных способов саморегуляции, поможет вам и во время экзамена обеспечить самообладание и выдержку, адекватные проблемной ситуации, неизбежно возникающей при испытаниях.

Для того чтобы уверенно и успешно выполнить задания работы, вам полезно:

  • понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения;
  • подумать возможные способы решения поставленной в задании проблемы;
  • рационально использовать отведенное на экзамен время: сначала выполнять те задания, которые кажутся более простыми, и затем приниматься за более сложные задания;
  • постараться поддерживать у себя позитивное мышление в течение всего времени, отведенного на выполнение работы;
  • не поддаваться негативным изменениям в своем настроении;
  • помнить, что очень важна положительная самооценка, и проговорить про себя: «Я уверен в себе, потому что я положительно себя оцениваю. Я справлюсь с поставленными задачами, и все будет хорошо».

Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.

Перечисленные приемы особенно эффективны при выполнении тех заданий экзаменационной работы, при выполнении которых требуется дать полный развернутый ответ.

Для более рационального использования времени на экзамене постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию испытаний: поставьте перед собой часы и заметьте время, которое вы затратите на выполнение демонстрационного варианта экзаменационной работы и отдельных ее частей. Постарайтесь работать без перерыва и сравните затраченное вами время с отведенными четырьмя часами.

Успешность выполнения заданий работы на экзамене вы обеспечите правильным подходом к использованию своих знаний и умений, своих психологических ресурсов.

Надеемся, что предложенные выше рекомендации помогут вам в успешной подготовке и сдаче государственных экзаменов.

УСПЕХОВ ВАМ!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!

В каждой семье, где есть школьник-выпускник, начинаются переживания. «Экзамены грядут, и протестует душа…» - эти слова, написанные в начале двадцатого века московским гимназистом, приятелем будущего Андрея Белого, актуальны для выпускников и их родителей и сегодня.

Семейная атмосфера выпускника в наше время является главным фактором успешной адаптации к подготовке и сдаче экзамена, к социально-психологической адаптации в новой социальной ситуации. В этой ситуации родителям, прежде всего, должно быть присуще умение владеть собой, быть ответственными, сильными, активными и в то же время тонкими и чуткими, понимать эмоциональное состояние своего ребенка, помочь ему освободиться от негативных эмоций. Родители должны помочь выпускнику в развитии позитивного представления о себе путем внимательного отношения и поощрения его деятельности, создавая благоприятную атмосферу доброжелательности.

Помните, что недостаток положительного стимулирования и преобладания отрицательной оценки со стороны родителей в процессе подготовки выпускника к экзамену вызывает чувство внутренней незащищенности, неуверенности в себе и страха перед предстоящими испытаниями.

Чтобы помочь своему ребенку в подготовке и сдаче экзамена, постарайтесь заранее смоделировать ситуацию испытаний вместе с ним. Для этого поговорите с выпускниками прошлого года, их родителями, посетите вуз, в котором будет поступать ваш ребенок.

Подберите оптимальные решения ситуаций, которые могут возникнуть на экзамене, учитывая индивидуальные психологические и физиологические особенности вашего ребенка. Найти сегодня литературу по аутотренингам, саморегуляции, ауторелаксации не составит большого труда для вас. Постарайтесь сами научиться, а также научить своего ребенка приемам расслабления и саморегуляции. Проиграйте соответствующую ситуацию, в которой это умение пригодится вашему ребенку на экзамене.

Очень важна ваша психологическая поддержка выпускнику, если он не поступит в вуз. В ситуации неуспеха выпускник остро испытывает чувство разочарования, обиды, вины за неопределенные надежды родителей. Преодолеть или существенно смягчить напряженное состояние выпускника, вызванное возникшей проблемой, обязаны родители. Необходимо вмести с ним продумать возможные способы выхода из создавшейся ситуации, не драматизируя ее. Постарайтесь сами принять и помочь принять ребенку возникшую ситуацию.

Умение сконцентрироваться на положительном в любой ситуации поможет успокоиться, сориентироваться и найти правильное решение, снизить субьективную значимость проблемной ситуации. Не стоит идти на поводу своих страстей и эмоций, лучше попробовать снизить значимость проблемы для себя и ребенка, например, скажите: «Это для меня не так важно, как здоровье моего ребенка, как благополучие нашей семьи. Ничего страшного не произошло! Все можно исправить!».

Жизни без проблем не бывает, поэтому у каждого человека всегда есть проблемы; решив одну проблему, человек сталкивается с другой; уходя от одних проблем, он обязательно найдет новые проблемы. Очень много можно добиться, если в своих действиях руководствоваться принципами: «Я должен», «Я могу». Человек предрекает себе успех, предпринимая действия с самоориентацией на достижение позитивного результата.

 

УСПЕХОВ ВАМ В ДОСТИЖЕНИИ ЖЕЛАННЫХ ЦЕЛЕЙ!

ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНАМ


Прежде чем начать подготовку к экзаменам, следует оборудовать место для занятий: убрать лишние вещи, удобно расположить нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т. п. Психологи считают, что хорошо ввести в такой интерьер для занятии желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Не надо переклеивать ради этого обои или менять шторы, достаточно какой-то картинки в таких тонах, эстампа, которые в конце концов можно сделать и самому, использовав, например, технику коллажа.

Приступая к подготовке к экзаменам, полезно составить план.

Для начала хорошо определить, кто вы — «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально загрузить утренние или, напротив, вечерние часы.

Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «Немного позанимаюсь», а что именно сегодня будете учить, какие именно разделы какого предмета.

Конечно, хорошо начинать - пока не устал, пока свежая голова - с самого трудного, с того раздела, который заведомо знаете хуже всего. Но бывает и так, что заниматься не хочется, в голову ничего не идет. Короче, «нет настроения». В таком случае полезно начать, напротив, с того, что знаете лучше, с того материала, который вам более всего интересен и приятен. Возможно, постепенно вработаешься и дело пойдет.

Обязательно следует чередовать работу и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время вымыть посуду, полить цветы, сделать зарядку.

Готовясь к экзамену, не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно повторять материал по вопросам. Прочитав вопрос, вначале вспомните и обязательно кратко запишите все, что вы знаете по этому вопросу, и лишь затем проверьте себя по учебнику. Особое внимание обратите на подзаголовки главы или параграфа учебника, на правила и выделенный текст. Проверьте правильность дат, основных фактов. Только после этого внимательно, медленно прочтите учебник, выделяя главные мысли, - это опорные пункты ответа.

В конце каждого дня подготовки следует проверить, как вы усвоили материал: вновь кратко запишите планы всех вопросов, которые были проработаны в этот день.

При подготовке к экзаменам вообще полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем обязательно делать это не в уме, а на бумаге. Такая фиксация на бумаге полезна потому, что при воспоминании, повторении «про себя», смешиваются узнавание и реальное знание, а узнавать всегда легче, чем вспоминать. Возникает впечатление знания, а когда надо пересказать его другим, сказать вслух, оно куда-то улетучивается. Именно с этим часто бывают связаны случаи, когда кажется, что вы знаете, помните, а начинаете отвечать, и ответ получается отрывочным, скомканным. Поэтому такими приемами хорошо пользоваться и в течение учебного года при подготовке уроков. Кстати, тогда и к экзаменам придется меньше готовиться. Когда вы записываете план ответа, вы становитесь в позицию человека, передающего свои знания другим, т. е. делаете то же самое, что надо делать, отвечая в классе или на экзамене. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала и даже иногда непосредственно в ответе на экзаменах.

Ответы на наиболее трудные вопросы полностью, развернуто расскажите маме, другу - любому, кто захочет слушать, причем старайтесь это делать так, как требуется на экзаменах. Очень хорошо записывать ответ на магнитофон, а потом послушать себя как бы со стороны.

Перед устным экзаменом хорошо попробовать ответы на наиболее трудные вопросы рассказать перед зеркалом (желательно таким, чтобы видеть себя в полный рост), обращая внимание на позу, жесты, выражение лица. Почему это надо делать? В психологии установлено, что чем больше различия в состояниях человека в тот момент, когда он получает информацию (готовится к экзамену) и воспроизводит ее (сдает экзамен), тем труднее ему извлекать информацию из памяти. Готовиться обычно приходится дома, сидя, а то и лежа, в спокойной обстановке, расслабившись, а отвечая на экзамене, человек испытывает напряжение, волнение. Когда вы рассказываете ответ или записываете его на магнитофон, вы сближаете эти два состояния. Важно и то, что речь «про себя» отличается от речи вслух: она краткая, сжатая. Для того чтобы стать понятной другим, она требует перевода. И тогда оказывается, что не все можно перевести: что-то забыто, что-то в переводе кажется бледной копией, что-то видится как образ, картинка, а словами не выражается. Когда вы пересказываете ответ, вы включаете особый вид памяти — речедвигательную память, помогающую вам отвечать не на внутреннем, а на общедоступном языке. Только тут и выясняется, что вы знаете твердо и чем можете поделиться с другими, что — только для себя и поэтому требует дополнительного перевода, а что, как оказывается, вообще не знаете.

Если в какой-то момент подготовки к экзаменам вам начинает казаться, что это выучить невозможно и вы никогда не сможете запомнить всего, что требуется, подумайте о том, сколько по этому предмету вы уже знаете, дайте себе отчет в том, где вы находитесь и сколько вам еще предстоит пройти, чтобы освоить весь материал. Только делать это надо как можно конкретнее. Не: «Ой, мамочки, я ничего не знаю» или «Я все равно ничего не успею, так не лучше ли все это бросить», а отделив легкие или сравнительно легкие для вас вопросы и темы от тех, на которые вы смотрите, как на китайскую грамоту. А затем сосредоточьтесь на том, что вам нужно выучить, как бы перекидывая мостик между знаемым и незнаемым.

Главное, никогда не надо стараться выучить весь учебник наизусть, а надо всегда помнить, что ваша задача не вызубрить, а понять. Поэтому концентрируйте внимание на ключевых мыслях.

Обязательно решайте задачи (по математике, физике), разбирайте предложения, слова (по русскому языку) - в общем научитесь хорошо выполнять практические задания; и не просто выполнять, но и рассказывать полностью, вслух, как вы их выполняли, какой был ход ваших действии и рассуждении.

Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину триумфа, легкого победного ответа. Мысли о возможном провале недаром называют саморазрушающими. Они не только мешают вам готовиться, создавая постоянное напряжение и смятение в мыслях, занимая в них главное место, они к тому же как раз и позволяют вам ничего не делать или делать все, спустя рукава (зачем трудиться, если все равно ничего не выйдет). Совет может быть таким: сосредоточьтесь на конкретных задачах, продумывайте программу подготовки на каждый день и четко следуйте ей, обязательно составляя план ответа на каждый вопрос, причем каждый на отдельном листке, чтобы к концу дня вы видели некоторое материальное выражение своего труда.

За несколько дней до экзамена обязательно «проиграйте» мысленно ситуацию экзамена, представьте себе во всех деталях обстановку, комиссию, свой ответ. Старайтесь делать это как можно конкретнее, подробнее. Но — внимание! — сконцентрируйтесь на выборе лучшего ответа, лучшей формы поведения, а на саморазрушающие мысли о провале, о собственных страхах постарайтесь не обращать внимания: не гоните их, но и не «зацикливайтесь» на них.


 НАКАНУНЕ ЭКЗАМЕНА

Оставьте один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, а перед устным экзаменом пересказать их кому-нибудь или самому себе перед зеркалом так, как будто отвечаете комиссии на экзамене. Не повторяйте билеты по порядку, лучше напишите номера на листочках и тяните, как на экзаменах. Каждый раз, прежде чем рассказать билет, вспомните и запишите план ответа. Если это получилось легко, можете не рассказывать — этот вопрос вы знаете хорошо. Рассказывайте только то, в чем вы чувствуете затруднение. При рассказе пользуйтесь записанным планом — на экзамене можно пользоваться записями, сделанными при подготовке к ответу. Следите при этом за своей позой, жестами, мимикой, голосом. Знайте, что ваша речь, весь ваш вид должны выражать уверенность в себе и своих знаниях. Известно, что голос, поза, жестикуляция не только «выдают» состояние человека, но по принципу обратной связи способны влиять на него, т. е., приняв уверенную позу, начиная говорить спокойным и уверенным голосом, вы в действительности становитесь спокойнее и увереннее в себе.

Если вы волнуетесь, то непосредственно накануне представьте себе ситуацию экзамена во всех красках, со всеми своими чувствами, переживаниями, «страшными мыслями»: вот вы вошли в класс, вот тяните билет, садитесь готовиться, выходите отвечать, отвечаете и т. п. Итак, сначала вы представляете, как у вас дрожат руки или пересыхает в горле, а в голове не осталось ни одной мысли, но вот вы тянете билет, садитесь на место или читаете задание на доске во время письменного экзамена, страх пропадает, вы сосредоточиваетесь и начинаете спокойно готовиться к ответу или выполнять задание. Подходите к экзаменационной комиссии и уверенно отвечаете на все вопросы. Еще раз: представьте себе все как можно конкретнее, в деталях, со всеми чувствами, переживаниями, действиями, но так, как бы вы хотели, чтобы все произошло, как должно произойти при успешной сдаче экзамена.

Естественно, если у вас вообще нет никакого страха перед экзаменом, то не надо его и представлять себе. Однако в этом случае подумайте, не слишком ли вы спокойны. Отсутствие некоторого «предстартового» волнения также часто мешает хорошим ответам.

Если же вы очень боитесь, попробуйте прием, называемый «доведением до абсурда». Постарайтесь как можно сильнее напугать себя. Представьте себе все самые страшные, немыслимые подробности и ужасающие последствия. Если вы занимаетесь вдвоем или в группе, попробуйте посильнее напугать друг друга. Такое предельное усиление страха обычно приводит человека к мысли о том, что бояться, в сущности, нечего и даже самые тяжелые последствия на самом деле не так ужасны.

Каждому известно: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это, однако, ерунда. Вы уже устали, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестаньте готовиться. Умойтесь. Совершите прогулку. Выспитесь как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, даже некоторой агрессивности. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, прежде всего борьба обаяний, в которой надо уметь за себя постоять.

 

ПО ДОРОГЕ НА ЭКЗАМЕН НЕ ВРЕДНО ПРОСТО ПРОЛИСТАТЬ УЧЕБНИК.


ВО ВРЕМЯ ЭКЗАМЕНА

Как вести себя на экзамене? Вот несколько полезных советов.

  1. Взяв билет, прочитав задания на доске, ознакомьтесь с вопросами и начинайте готовиться с того вопроса, выполнять то задание, которое, пусть совсем ненамного, для вас легче.
  2. Напишите примерный план ответа карандашом на чистом листе бумаги. Составьте список всех нюансов, которых вы хотите коснуться в своем ответе. Пишите даже то, что может вначале показаться ненужным, это поможет вам в процессе письма припомнить еще какие-нибудь факты. Если вам удастся это сделать, вы сразу почувствуете некоторое облегчение. Ваши нервы станут спокойнее, голова начнет работать более ясно и четко. Вы как бы освободитесь от нервозности, и вся ваша энергия теперь может быть направлена на ответ на экзаменационный вопрос.
  3. Составление этого небольшого плана, возможно, займет у вас минут 20-25, и вы можете заметить, что многие вокруг уже отложили свои листочки в сторону. Не делайте так: это может потом выйти вам боком. Если есть возможность, прикрепите листок со своим планом к листку с экзаменационными вопросами, и экзаменатор увидит, что вы дали себе труд написать план ответа заранее и что у вас методический склад ума. Когда пройдет 25 мин, вы можете распрямиться и расслабиться, потому что фактически вы уже ответили на вопросы и все, что осталось сделать, — это переписать все начисто. Пока будете переписывать, в голову могут прийти новые мысли, которые позволят шире раскрыть план, написанный карандашом.
  4. Сократите работу экзаменатора. Он или она зачтут это в ваш актив, если вашу работу будет легко читать и делать в ней пометки. Понятный и четкий почерк просто необходим.
  5. Если возможно, сформулируйте краткий ответ на весь вопрос в первом же предложении первого параграфа. Таким образом, вы дадите экзаменатору возможность понять, что смысл вопроса вам ясен и вы имеете правильное представление о предмете.
  6. Если вопрос состоит из нескольких частей, назовите каждую из них и подчеркните подзаголовки: тогда экзаменатор сможет быстро просмотреть вашу работу и сразу увидит, что вам есть что сказать по каждому пункту.
  7. Если вы ведете речь о каких-то гипотезах или включаете в свой ответ даты тех или иных событий, подчеркните их тоже: знание дат сразу бросается в глаза экзаменатору.
  8. Удостоверьтесь, что в готовом ответе есть вступление, основная часть и заключение. Если вы пишете эссе, то во вступлении надо перечислить все проблемы, которые вы собираетесь осветить, потом в основной части работы надо детально развернуть всю проблему, а в заключение придать ходу своих мыслей завершенность и поставить точку.
поделиться в:

Интернет-ресурсы: